Preview

Цифровые решения и технологии искусственного интеллекта

Расширенный поиск

Технологии искусственного интеллекта в современном высшем образовании России

Аннотация

Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) затронуло практически все сферы социально-экономической жизни общества. Отношение к этому феномену разное. Так, например, общество неоднозначно относится к ИИ в образовании. Многие очень уважаемые и титулованные представители сообщества науки и образования негативно относятся к такой практике, запугивая нас захватом человечества «умными машинами». На наш взгляд, процесс расширения возможностей применения ИИ в образовании неизбежен. В настоящей статье сделана попытка проанализировать положительные и отрицательные стороны применения ИИ в сфере высшего образования России. На основе проведенного исследования определены его основные понятия и сделана попытка оценить роль и возможности ИИ в улучшении качества учебного процесса во всех его аспектах: эффективности получения знаний, автоматизации оценивания и документооборота, индивидуального подхода, активации научной деятельности студентов, социальной адаптации и психологической помощи. Фактически, он поможет решать все педагогические задачи, стоящие перед вузом и преподавателями. Отдельное внимание авторами уделено выявлению и оценке негативных моментов применения ИИ в высшем образовании (возможности академического мошенничества; отсутствие эмпатии в случае полной замены человека на ИИ; недостаточная степень защищенности данных; недостаток гибкости и адаптивности к изменениям в текущем моменте; ограничение свобод выбора, ограниченность в творческих областях). В работе отмечены основные нейросети, используемые современными студентами и рассмотрены отличия возможностей использования ИИ в России и иных странах. Авторы подчеркивают, что при совершенствовании образовательного процесса, наряду с улучшением качества образования, нельзя забывать о такой важной составляющей педагогической работы, как воспитание гармоничной духовно-нравственной личности. Все технологии должны работать под контролем человека и постоянно совершенствоваться, чтобы эффективно поддерживать образовательный процесс на качественно необходимом уровне.

Об авторах

И. Ю. Седых
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Ирина Юрьевна Седых — ​кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математики и анализа данных

Москва



М. Б. Хрипунова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Марина Борисовна Хрипунова — ​кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математики и анализа данных

Москва



Список литературы

1. Фомина А. Н. Проблемы и перспективы развития рынка искусственного интеллекта в России. Вопросы инновационной экономики. 2022;12(2):1051–1068. DOI: 10.18334/vinec.12.2.114607

2. Мартыненко Т. С., Добринская Д. Е. Социальное неравенство в эпоху искусственного интеллекта: от цифрового к алгоритмическому разрыву. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021;(1):171–192. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1807

3. Сушкова И. А., Мамаева Л. Н. Искусственный интеллект в экономике и системе экономической безопасности. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2023;(4):44–53. DOI: 10.21686/2413-2829-2023-4-44-53

4. Седых И. Ю., Хрипунова М. Б. Академическое мошенничество студентов. Право и образование. 2024;(10):28–34. URL: https://www.elibrary.ru/bolsmi

5. Сысоев П. В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом. Высшее образование в России. 2024;33(2):31–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53

6. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения. Мир науки. 2016;4(5):28. URL: https://www.elibrary.ru/ziplmd

7. Коровникова Н. А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы. Социальные новации и социальные науки. 2021;(2):98–113. DOI: 10.31249/snsn/2021.02.07

8. Лукичёв П. М., Чекмарев О. П. Риски применения искусственного интеллекта в системе высшего образования. Вопросы инновационной экономики. 2024;14(2):463–482. DOI: 10.18334/vinec.14.2.120731

9. Букина Т. В. Искусственный интеллект в образовании. Общество: социология, психология, педагогика. 2025;(1):76–83. DOI: 10.24158/spp.2025.1.9

10. Ивахненко Е. Н., Никольский В. С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? Высшее образование в России. 2023;32(4):9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

11. Стародубцев В. А., Нерадовская О. Р. Искусственный интеллект и иммерсивные технологии в высшем педагогическом образовании. Открытое образование. 2024;28(2):13–23. DOI: 10.21686/1818-4243-2024-2-13-23

12. Beege M., Hug C., Nerb J. AI in STEM education: The relationship between teacher perceptions and ChatGPT use. Computers in Human Behavior Reports. 2024, 16. Article 100494. DOI: org/10.1016/j.chbr.2024.100494


Рецензия

Для цитирования:


Седых И.Ю., Хрипунова М.Б. Технологии искусственного интеллекта в современном высшем образовании России. Цифровые решения и технологии искусственного интеллекта. 2025;1(1):20-27.

For citation:


Sedykh I.Yu., Khripunova M.B. Artificial Intelligence Technologies in Modern Higher Education of the Russian Federation. Digital Solutions and Artificial Intelligence Technologies. 2025;1(1):20-27. (In Russ.)

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3033-7097 (Online)